RPA
ПЛАТФОРМА
РЕШЕНИЯ
КЛИЕНТЫ
РЕСУРСЫ
КОМПАНИЯ

Что такое RPA
или роботизированная автоматизация процессов

Разберем, что такое RPA, на каких принципах построена технология роботизации бизнес-процессов, и как RPA помогает ускорить цифровую трансформацию бизнеса.

свяжитесь с нами

Что такое RPA?

С помощью технологии RPA (Robotic Process Automation) компании автоматизируют выполнение рутинных повторяющихся задач. Это может быть перенос данных из одной системы в другую, выставление счетов, извлечение текста из документов и многое другое. При использовании RPA подобные задачи берут на себя программные роботы — приложения, обученные имитировать действия человека.

Ключевые элементы RPA кроются в аббревиатуре: роботы, процессы, автоматизация

Роботы

Выполнение задачи специальным алгоритмом/программным ботом. Подобно промышленному роботу, который работает по встроенному сценарию, RPA-бот действует по заданному набору правил для имитации действий человека. Например, он может перенаправлять входящие заявки в службу поддержки и распределять их между сотрудниками.

Процессы

Процесс — это последовательность шагов, которые совершает пользователь, выполняя задачу. Например, менеджеру службы поддержки необходимо обработать входящие запросы. Он открывает каждый запрос, маркирует его и рассылает заранее подготовленные ответы. Если вопрос требует детального рассмотрения, то менеджер поручает работу над ним компетентным коллегам. В случае с RPA описанную выше цепочку действий можно преобразовать в сценарий для бота. Таким образом, RPA-бот будет выполнять данную работу за человека.

Автоматизация

Подразумевается, что задачи можно выполнять без участия человека (или с его минимальным вмешательством).

RPA-роботы могут работать 24/7/365 и молниеносно справляться с большим объемом работы. Благодаря этому у ваших сотрудников появится больше времени, которое можно будет посвятить аналитическим и творческим задачам, повысить качество обслуживания клиентов и ускорить цифровую трансформацию компании.

Что такое RPA-бот и
что он может делать?

Что такое RPA-бот и что он может делать?

Боты в работе.

RPA-боты — это программные роботы, которые представляют собой “цифровую рабочую силу”. Производительность RPA-бота сопоставима с сотрудником-человеком, который работает за компьютером. Если вы используете приложение, которое лицензируется по количеству мест, бот займет одно из них.

Например, маркетологи ElectroNeek используют бота по имени Энди, который еженедельно готовит отчеты, собирая статистику из аналитических систем и CRM. Сотрудник-человек потратил бы на эту задачу несколько рабочих дней, тогда как Энди способен подготовить отчет за пять минут.

Что отличает бота от обычного сотрудника:

  • У него отличная память, и он никогда ничего не забывает.

  • Бот может выполнять только одну задачу. Вы не сможете поручить RPA-боту исполнить срочное задание, если он уже занят другим процессом. Благодаря такой схеме работы бот никогда ничего не путает.

  • Бот готов работать 24/7/365. Вы можете запускать бота в ночное время или по выходным.

  • Боты обладают высокой скоростью работы. В процессах, которые касаются последовательных нажатий, использования консольных команд, наборе текста или вводе данных, ботам просто нет равных.

  • Бот использует формальную логику. Например, вам нужно найти файл под названием "Отчет за 01/02/2021.xlsx". В отличие от бота, человек сразу поймет, что файл под названием "Отчет за 01/02/2021_Новый.xlsx" подойдет, а "Отчет за MMDDYY !!!Нужно переделать.xlsx" нет.

Что же умеют делать RPA-боты?

RPA-боты могут делать практически все, если их задача основана на четких правилах. Вот некоторые из основных навыков RPA-ботов:

  • Управлять файлами и папками

  • Запускать и завершать работу приложений

  • Извлекать данные из документов с помощью оптического распознавания символов

  • Запрашивать базы данных

  • Передавать данные между системами

  • Выполнять расчеты

  • Набирать текст, заполнять формы и многое другое

Может показаться, что перечисленные выше задачи в основном касаются офисных и административных функции. Это правда. Цель автоматизации - оптимизировать работу сотрудников, помочь им сосредоточиться на более важных и интересных аспектах работы.

Связана ли RPA с искусственным интеллектом? Это одно и то же?

RPA и искусственный интеллект (ИИ) — это не одно и то же. Если типичный RPA-бот — рабочая лошадка, которая выполняет линейные задачи, имитируя действия человека, то ИИ представляет интеллектуальную систему, которая "думает" самостоятельно. ИИ анализирует огромный объемы информации, выявляет закономерности, корреляции и использует эти выводы для формирования предположений. Например, разработчики чат-ботов предоставляют системе ИИ множество примеров диалогов, чтобы она научилась вести реалистичное общение с людьми.

По мере того, как ИИ становится более доступным, его часто используют в сочетании с программным обеспечением RPA. Без ИИ RPA может обрабатывать только структурированные рабочие процессы и информацию. Но с ИИ RPA становится более эффективным и мощным инструментом, который способен обрабатывать неструктурированные данные, такие как переписка в свободной форме, голосовые сообщения (с использованием обработки естественного языка), изображения и т.д. и т.п.

Где можно использовать RPA?

Существует множество примеров использования RPA в различных отраслях, таких как финансы, страхование и здравоохранение. Тем не менее, применение технологии RPA не ограничивается несколькими отраслями, так как даже в рамках одной компании разнопрофильные отделы могут извлечь выгоду из автоматизации бизнес-процессов. Давайте посмотрим на те области, где инструменты RPA уже зарекомендовали себя:

Сustomer service iconОбслуживание клиентов
  • Поддержка клиентов в нерабочее время
  • Работа с отзывами
  • Рассылка уведомлений
  • Обновление профилей клиентов
  • Обновление статуса покупки в режиме реального времени
Financial service iconФинансовые услуги
  • Извлечение информации о счетах
  • Обработка финансовых сделок
  • Выставление счетов
  • Подготовка данных для аудита
  • Сверка бухгалтерских данных
HR iconУправление персоналом
  • Ввод в должность
  • Начисление зарплаты, компенсаций и других выплат
  • Соблюдение норм и правил
  • Проверка учета рабочего времени
HR iconIT
  • Резервное копирование
  • Перенос данных
  • Автоматизированное тестирование сайтов и приложений
  • Управление событиями
  • Мониторинг безопасности и соответствия нормативным требованиям
IT iconЗакупки
  • Проверка заказа
  • Оформление возвратов
  • Планирование закупок
  • Управление контрактами
HR iconПродажи и маркетинг
  • Обновление данных в CRM
  • Управление кампаниями
  • Отчетность
  • Цитирование
  • Выполнение последующих действий и запросов после продажи

Разве мой IT-отдел не сможет сделать то же самое? Что дает RPA?

Инженеры вашего ИТ-отдела могут разработать и внедрить автоматизацию без приобретения программного обеспечения RPA. Тем не менее, технология RPA может существенно помочь вашей команде. И вот почему:

Сегодня ИТ присутствует практически во всех сферах нашей жизни. И в течение следующих 5-10 лет распространение технологий будет только расти. Также стоит признать, что в мире не хватает грамотных разработчиков. Их услуги стоят дорого и, как правило, высококлассные специалисты предпочитают работать над более сложными проектами, чем заниматься автоматизацией рутины. Тем не менее бизнес по-прежнему нуждается в автоматизации процессов.

Также существует проблема взаимопонимания между бизнесменами и инженерами. Например, у вас есть компания с множеством бизнес-процессов, и вы хотели бы автоматизировать некоторые рутинные задачи.

коммуникация между бизнесменами и ИТ: ожидания

На этом этапе сотрудник, скорее всего, опишет пошагово процесс, который хочет автоматизировать. Предположим, вы хотите автоматизировать обработку отчетов о расходах сотрудников в финансовом отделе. Вероятно, вы опишите рабочий процесс следующим образом:

  • Работник представляет расписку

  • Бухгалтер должен убедиться, что указано название предприятия, данные, назначение платежа и сумма

  • Затем бухгалтер вводит эти данные в систему бухгалтерского учета

  • Затем бухгалтер утверждает запрос у руководителя финансового отдела

  • После одобрения бухгалтер осуществляет платеж

Кажется, что это все, но...

коммуникация между бизнесом и ИТ: реальность

В действительности, создание корректной спецификации для IT-команды — сложная задача, с которой непросто справиться человеку без инженерного образования. Однако пошаговое описание процесса, приведенное выше, именно то, что нужно для запуска автоматизации RPA.

RPA не решает проблему автоматизации кликов — это может сделать любой разработчик. Но технология RPA помогает бизнесменам понять, автоматизация каких процессов положительным образом скажется на их бизнесе. Конечно, разработчики могут внедрить автоматизацию процессов без инструментов RPA, однако гораздо быстрее и дешевле сделать это с их помощью.

команда с RPA против команды без RPA

Выводы

  • RPA — это технология автоматизации, которая позволяет с помощью программных роботов справится с повторяющимися задачами и рутиной.

  • Цель RPA — оптимизировать работу сотрудников, помочь им быть более эффективными, сконцентрироваться на важных аспектах своей деятельности.

  • RPA-бот — это алгоритм, который имитирует действия пользователя, выполняя заранее поставленной задачи на основе сценария.

Готовы сделать следующий шаг на пути к RPA?

Связаться с экспертом

RPA
MSPs
ENTERPRISE
PRODUCTS
PARTNERS
FOR DEVELOPERS
BLOG
COMPANY

What Is RPA
or Robotic Process Automation

Let’s find out what the basic principles of RPA are, and how it can help your company accelerate digital transformation.

Talk to us

What is RPA?

RPA is an automation technology that allows you to get rid of repetitive tasks in a digital environment. To do so, it employs bots, software programs that are trained to mimic human employees’ actions to perform various assignments. These can be data entry in CRM systems, automated invoicing, text recognition, and more.

The key elements of RPA can be found in the abbreviation.

R — Robotic

This means that a special algorithm, or a software bot, executes a task. Just like an industrial robot that follows a built-in script to assemble a car, an RPA bot follows a predetermined set of rules to emulate user interactions. For example, it can distribute incoming support tickets among the support team.

P — Process

This is a sequence of steps that a user performs to accomplish a task. For example, say a support manager needs to handle all the incoming inquiries. They open each inquiry, label them according to the type, send premade responses to the most common ones, and assign some of them which require extra attention to the proper teammates. In the case of RPA, the sequence described above is used to create a scenario for a bot that will perform the task instead of the real person.

A — Automation
This implies that the tasks are carried out without the participation of a real person or with minimal interference (known as attended and unattended robotic processes). Thanks to this, RPA can free up plenty of human resources by being able to work 24/7 and manage an enormous amount of data at lightning-fast speeds.

When done properly, RPA is a powerful technology to augment your human resources, enhance the customer experience, and boost digital transformation.

What’s an RPA bot and
what can it do?

 What is an RPA bot and what can it do

Bots are at work.

RPA bots are software robots that are often addressed as a digital workforce. From a business perspective, an RPA bot is pretty similar to a regular human employee who works behind a computer. If you use an app that is licensed by the number of seats, the bot will take one of them.

For example, ElectroNeek’s marketers use Andy, a bot that collects weekly stats from analytics systems and CRM to streamline cross-system tracking and prepare reports for executives. A live person would spend a couple of workdays on this, but it takes Andy just five minutes to prepare everything.

Still, there are some peculiarities that differentiate a bot from a regular worker:

  • It has a perfect memory and it never forgets anything.

  • It executes only one task at a time. You can’t get a bot to do a super-urgent task right now if it’s already busy doing something else. On the positive side, the bot will never mix anything up.

  • It’s ready to work 24/7. You can schedule night launches or ask bots to work on weekends, no problem.

  • It boasts tremendous speed. When it comes to sequences of clicks, using console commands, typing, or data entry, bots are second to none.

  • It operates with formal logic. Say you need to find a file named “Report for MMDDYY.xlsx.” Unlike a bot, a human employee would easily recognize that a file named “Report for MMDDYY Updated.xlsx” is OK too, while there’s no need to waste time on “Report for MMDDYY !!!Needs to be redone.xlsx.”

So, what can RPA bots actually do?

Actually, they can do almost anything if their task is rule-based. Here are some of their basic skills:

  • Manipulating files and folders;

  • Launching and terminating apps;

  • Extracting data from documents with Optical Character Recognition;

  • Querying databases;

  • Transferring data between systems;

  • Making calculations;

  • Typing text and filling in forms, and more.

The tasks outlined above may seem like they mostly cover clerical and administrative functions, and that’s the point. The goal of automation is to optimize the efficiency of employees and help them focus on more meaningful and interesting aspects of their jobs.

Does RPA have anything to do with artificial intelligence? Are they the same?

RPA and artificial intelligence (AI) aren’t the same. While a typical RPA bot is a workhorse that carries out linear tasks by mimicking human actions, AI is used to develop an intelligent system that “thinks” for itself. It analyzes huge amounts of data, detects patterns and correlations, and uses these findings to make presumptions. For example, developers of chatbots feed them tons of example dialogues to teach them to conduct lifelike communication with people.

However, as AI becomes more accessible, it’s often used in combination with RPA software. Without AI, RPA can only process structured workflows and information. But with AI, RPA becomes more efficient, since now it can process unstructured data, such as freeform correspondence, voice messages (using natural language processing), and images, just to name a few.

Where can RPA be used?

There are many use cases of RPA for different industries, such as finance, insurance, and healthcare. Still, it’d be wrong to limit RPA technology to a couple of industries, as even within a single company there are different departments that could benefit from business process automation. Let’s have a look at the areas where RPA tools have already proved themselves:

Сustomer service iconCustomer service
  • After-hours customer support
  • Handling feedback
  • Sending notifications
  • Updating client's profiles
  • Real-time updates on purchase status
Financial service iconFinancial services
  • Extracting billing information
  • Processing financial transactions
  • Invoicing
  • Preparing data for audits
  • Accounting reconciliation
HR iconHuman resources
  • Employee surveys Onboarding
  • Managing payrolls, compensations, and other benefits
  • Handling compliance
  • Time record validation
HR iconIT
  • Backups
  • Data migration
  • Automated testing of sites and applications
  • Managing events
  • Security & compliance monitoring
IT iconProcurement
  • Order validation
  • Purchase planning
  • Processing of returns
  • Managing contracts
HR iconSales and marketing
  • Updating information in a CRM
  • Campaign management
  • Reporting
  • Quoting
  • Performing follow-ups and post-sale requests

Wait, can’t my IT department do the same? What makes RPA a game changer?

As a matter of fact, if you have enough free engineering hands, your IT department can develop and implement automations without purchasing RPA software. However, RPA can be a helping hand for your team, and here’s why.

Nowadays, IT is present in all spheres of life. If it hasn’t reached some fields, it’ll definitely be there within 5–10 years at most. But there’s already a lack of developers in the world, they are expensive, and, to be realistic, they often prefer more challenging tasks than automating routines. Still, businesses need to solve this kind of problem all the time.

In addition to costs, there’s a common issue with communication between business people and engineering people. Say you have a company with a bunch of business processes and you want to automate some of the routine tasks.

communication between business people and IT: expectation

At this point, a person with a business perspective will likely describe how the process they want to automate happens step by step. For example, say you’d like to help your financial department handle expense reports from employees more easily. Then you’d probably describe the workflow somewhat like this:

  • An employee submits a receipt

  • An accountant needs to make sure there’s a business name, data, purpose of payment, and the sum

  • Then the accountant enters this data into the accounting system

  • Then the accountant submits the request for the head of finance to approve

  • When approved, the accountant executes the payment

Looks like that’s it, but...

communication between business people and IT: reality

In reality, creating a good specification for an IT team is difficult for a person without an engineering background. However, a step-by-step description of a process like the one above is exactly what you need for RPA automation.

RPA doesn't solve the problem of automating clicks — any developer can do it. RPA technology helps business-oriented people get on the automation train and understand what's going on. Although developers can effectively implement process automation without RPA tools, it’s much faster and cheaper to do it with them.

the team with RPA vs. the team without RPA

Key takeaways

  • RPA is an automation technology that leverages software robots to get rid of repetitive and mundane tasks.

  • RPA’s goal is to optimize the efficiency of employees and help them bring more value by focusing on the most meaningful aspects of their jobs.

  • An RPA bot is an algorithm that emulates a user’s actions to execute a pre-set scenario-based task.

Ready to take the next step on your RPA journey?

TALK TO AN EXPERT